Ситуация:
В организации (А) с сентября 2012 года работает сотрудник. Данное место является для этой сотрудницы основным местом работы. С января 2014 года она устраивается еще в одну организацию (Б), как впервые ищущая работу и оформляется по основному месту работы с новой трудовой книжкой. В феврале 2014 года в организации (А) ей предоставляется ежегодный отпуск, в этот же период у нее наступает временная нетрудоспособность. По окончанию периода нетрудоспособности в медучреждении ей выписывают два листка нетрудоспособности, с отметками в обоих листках «основное место работы». Один листок нетрудоспособности данная сотрудница предоставляет на новое место работы (Б), где ей его оплачивают, а второй листок нетрудоспособности данная гражданка предоставляет в организацию (А). Впоследствии, территориальный орган социального страхования отказывает организации (А) в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения данной сотруднице.
Обязана ли организация (А) выплатить пособие по временной нетрудоспособности сотруднику на основании предоставленного листка нетрудоспособности, обязана ли продлить ежегодный отпуск? Как лучше организации (А) поступить в сложившейся ситуации?
У организации (А) отсутствуют формальные основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и продлении ежегодного отпуска. Организация (А) вправе обратиться в территориальный орган ФСС с целью инициирования проверки медицинской организации на предмет правомерности выдачи больничного листа.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются организацией по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ).
Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ). Выдача листков нетрудоспособности регламентируется Порядком выдачи листков нетрудоспособности ( утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).
Из анализа приведенных норм следует вывод, что листок нетрудоспособности, выданный с нарушением порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, не будет являться основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности и продлением ежегодного отпуска.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, если работник на момент наступления страхового случая занят в нескольких организациях и в двух предшествующих календарных годах был занят в этих же организациях, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему организациями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) в организации, назначающей и выплачивающей пособие.
В рассматриваемом случае работник в двух календарных годах, предшествующих его заболеванию работал только в одной организации - организации (А). Следовательно, не действует предусмотренное ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ правило о том, что он вправе получать пособие по нетрудоспособности сразу в двух организациях. Соответственно, выдача медицинской организацией двух листов нетрудоспособности в этом смысле явилась нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности ( утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).
Системный анализ норм трудового права позволяет сделать вывод о том, что у работника не может быть двух основных мест работы и, соответственно, двух трудовых книжек. Аналогичной точки зрения придерживается и Роструд в своем письме от 07.04.2008 №838-6-1: «Основное место работы должно быть одно. Прием на работу по основному месту работы без увольнения с прежнего места работы, которое является для работника основным, законодательством не предусмотрен.
Трудовая книжка ведется и хранится по основному месту работы и выдается только при увольнении работника.»
При сложившихся обстоятельствах, со стороны организации (А) возможны следующие варианты действий, которые помогут организации (А) минимизировать вероятность применения к ней санкций со стороны ФСС, а также избежать возникновения подобных спорных ситуаций в будущем:
Обращение в территориальное подразделение ФСС с письменным запросом о проведении проверки порядка выдачи предъявленного в организацию (А) листка нетрудоспособности.
Обращение в медицинское учреждение с письменным запросом об основаниях выдачи двух больничных листов с отметкой «основное» для предоставления по основному месту работы. Следует отметить, что законом не предусмотрена обязанность медицинской организации предоставить ответ на запрос организации (А).
Убедить работника в добровольном порядке определить одно из мест работы в качестве основного, другое - по совместительству. В случае отказа работника, направить в организацию (Б) уведомление о том, что работник работает в организации (А) и данное место работы является дл него основным. Указанное письмо будет служить основанием для увольнения работника из организации (Б) в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.