Вопрос:

Ситуация:
У нас  такой вопрос - на каком основании ректор академии может предоставить право подписи проректору, в том числе на финансовых документах?
Мы ограничились приказом о предоставлении права подписи - и в документах, например, в договорах, указываем, что подписывает проректор на основании устава, так как ректор делегировал ему свои полномочия, предоставленные ему уставом. В уставе академии написано, что ректор вправе подписывать договора и др.финанс.документы. Распределение полномочий по проректорам определяет сам ректор своим приказом.
Многие контрагенты с нами не согласны и требуют ссылку на приказ о предоставлении права подписи и доверенность.

Как правильно делать в нашем случае? П
омню, что читала статью кадровика о том, что оформление доверенности внутри предприятия неправильно, т.к. она выдается для представления интересов предприятия во вне

Ответ:

Право подписи внутренних документов, распространяющих свое действие только на сотрудников академии, может быть передано на основании приказа. Право подписи иных документов, в том числе договоров, может быть передано только на основании доверенности.

Обоснование:

Прежде всего, необходимо указать, что любое юридическое лицо, в том числе ВУЗ, может действовать, в частности, в двух качествах:

1) как субъект трудовых отношений (работодатель);

2) как субъект гражданских правоотношений (например, сторона по гражданско-правовым договорам).

Приказ представляет собой локальный нормативно - правовой акт, относящийся только к трудовым отношениям (ст. 8 Трудового кодекса РФ).

Гражданское законодательство не предусматривает возможности передать те или иные полномочия для совершения гражданско-правовых сделок посредством приказа.

Согласно ст. 53 ГК РФ: Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Ректор действует от имени ВУЗа на основании устава, т. е. учредительного документа. Лица, не указанные в учредительных документах в качестве лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, могут выступать от имени данного юридического лица в отношениях с третьими лицами только как представители, чьи полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ под представительством понимается сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на: 1) доверенности, 2) указании закона, либо 3) акте уполномоченного на то государственного органа, или 4) органа местного самоуправления. Вышеуказанный перечень документов, являющихся основанием представительства, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Приказ в данный перечень документов не входит.

Таким образом, если ректор академии предоставляет проректору право подписи на внутренних документах ВУЗа, распространяющих свое действие только на сотрудников данного ВУЗа, право подписи может быть предоставлено посредством соответствующего приказа. Если же ректор академии предоставляет проректору право подписи на документах, создающих, изменяющих или прекращающих гражданские права и обязанности ВУЗа в отношениях с третьими лицами (например, любые договоры) — право подписи должно быть предоставлено посредством выдачи соответствующей доверенности.

Касательно финансовых документов: чаще всего, под финансовыми документами имеются в виду документы, связанные с распоряжением денежными средствами на банковских счетах организации. Порядок передачи полномочий по подписанию вышеуказанных документов урегулирован Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Согласно п. 7.5. указанной инструкции право подписи финансовых документов может быть передано как посредством соответствующей доверенности, так и посредством приказа. При этом документы, связанные с распоряжением денежными средствами на банковских счетах организации, относят именно к внутренним документам организации, не создающим права и обязанности по отношению к третьим лицам.

При наличии сомнений, к какому виду относится тот или иной документ, право подписи рекомендуется передавать на основании доверенности, т. к. это значительно снижает риск признания лица подписавшего тот или иной документ, неуполномоченным на его подписание.

Никитина М.С. 19.12.2013г.

Юридическая компания, специализирующаяся на решении имущественных споров
в Нижнем Новгороде и НО

Проконсультироваться с экспертом
юридической компании БЕСПЛАТНО